Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольной и внеурочной работе с учащимися и их родителями.
Цели школьной профориентационной работы:
- Формирование у детей готовности к труду;
- Воспитание качеств, способностей, свойств личности для дальнейшей профессиональной деятельности;
- Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: – Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; – Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включённости в различные её виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую; – Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.
5-7 классы: – Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; – Развитие представления о собственных интересах и возможностях; – Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы: – Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; – Профессиональное самопознание.
10-11 классы: – Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Работа с обучающимися:
– Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий» и др.;
– Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;
– Консультации по выбору профиля обучения (индивидуального, группового);
– Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
– Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
– Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;
– Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов, конференций.
Работа с родителями:
– Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
– Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
– Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.